Бритпоп (britpop) – самый мощный ретро-стиль 90-х. Подобно британскому пауэр-попу и отчасти американскому джэнгл-попу 80-х, брит-поп воссоздавал музыкально-стилевые, саундовые и имиджевые модели мерси-бита (в особенности, ранних THE BEATLES), соединяя их, естественно, с новейшими средствами выразительности. Брит-поп зародился в русле инди-рока как ответ на неистовую депрессивность американского гранджа и синтетический, галюциногенный дух рэйва, которым брит-поп противопоставил подчеркнуто ретроградское, «живое», романтическое мироощущение. Очаровательные мелодии а-ля Маккартни, простые и ясные гармонии, «ламповый» гитарный саунд, «старомодные» органчики, струнные, «баховские» трубы, особым образом обработанный вокал и «находки» с прокручиваемой задом-наперед плёнкой – все это в изобилии использовалось брит-попперами. Кого-то, впрочем, больше привлекали не «примерные мальчики» THE BEATLES (каковыми они представлялись современному массовому сознанию), а ироничные THE KINKS, рок-н-ролльные THE ROLLING STONES, жесткие THE WHO, глэм-рок-рокеры – с высоты 90-х это все это представлялось эдаким одним «большим» стилем. Не обошли музыканты вниманием и моду тех лет – им вновь полюбились зачесанные на лоб челки, пиджаки без воротников, клетчатые джинсы, романтичные рубашки с манжетами и др.
Одними из первых героев брит-попа стали SUEDE с их дебютным альбомом 1993 года. Но главный успех выпал на долю BLUR и OASIS, которые в буквальном смысле стали «столпами» брит-попа; за ними последовали PULP, THE VERVE, BECK и др. Очень быстро стиль вырос из «коротких штанишек» инди-рока и стал супермодным, откровенно коммерческим явлением, сделать деньги на котором поспешили все, кому не лень. Брит-поп начал свое победное шествие по всему миру, породив такие презабавные явления, как американский (A.J. CROCE) и русский («Мультфильмы») брит-поп. Некоторые группы использовали элементы брит-попа, работая в русле электроники, как представители манчестерской волны CHEMICAL BROTHERS, сумевшие сочетать наивный и светлый дух «ушедших эпох» с наисовременнейшими средствами звукосинтеза.
В конце 90-х начала наблюдаться всемирная усталость от брит-попа, и его волна, как казалось, стала сходить на нет, несмотря на появление новых групп типа RIALTO (1998). Даже BLUR сделали резкую попытку измениться, выпустив экспериментально-припанкованный альбом “13″. Кое-кто (как Бек) от подражания перешел к пародированию, задействовав в числе «объектов насмешек» модовское творчество, глэм, диско и вообще все и вся. Однако новые и новые релизы подтверждают, что дух брит-попа неугасим, пусть даже это и не апелляция именно к мерси-биту. Вот несколько примеров, относящихся к 2000 году: альбомы «Standing On The Shoulder Of Giants» грандов OASIS, «For Sale» немецкой FOOL’S GARDEN (солист которой – натуральный «очередной сын Джона Леннона»), «Transatlantic Flight» швейцарской LOVEBUGS, сольный дебют романтичного лидера THE VERVE Ричарда Эшкрофта «Alone With Everybody» и др.
Все брит-поп-группы имеют одинаковую концепцию, которая состоит в регулярном выпуске хитовых синглов и личном обаянии лидера или фронтмена коллектива. Стилистически же они различались иногда очень сильно. По времени самый центр приходится на 1994-95 годы, когда три главных кита музыки брит-поп выпустили по два своих альбома: OASIS “Definitely Maybe” и “(What’s The Story?) Morning Glory”, BLUR “Parklife” и “Great Escape”, PULP “His’n'Hers” и “Different Class”.
Вообще классификацию брит-поп-групп критики производят очень многими способами. По времени различают три волны брит-попа. Первая волна - самое начало 90-х. Появление SUEDE, BLUR, THE AUTEURS и MANIC STREET PREACHERS и др. Вторая волна - 93-94 годы — OASIS, PULP, GENE, MENSWEAR и др. И третья - 95-й и после него - BLUETONES, SUPERGRASS, ASH, TRAVIS, OCEAN COLOUR SCENE и др.
Кроме этого, все группы различаются в зависимости от географического положения местности, из которой они родом. Всем известен феномен северной Англии. Так называемая “манчестерская волна”, больше всех ответственная за появление брит-попа, хорошенько настучала по мозгам молодежи конца 80-х — начала 90-х: THE SMITHS, HAPPY MONDAYS, THE STONE ROSES, THE CHARLATANS и, конечно же, OASIS. Особую крутизну песням этих групп придавал северный акцент вокалистов (единственное исключение - это THE SMITHS). Феномен восставших в прошлом году из пепла THE VERVE из города Wigan подтверждает необычайный талант северных парней. Также бывают группы из Йорка (нет, не RADIOHEAD, а SHED 7), из Ливерпуля (CAST, BOO RADLEYS), из Оксфорда (RADIOHEAD, SUPERGRASS), из Шеффилда (PULP), из Уэльса (MANIC STREET PREACHERS, SUPER FURRY ANIMALS, CATATONIA, THE STEREOPHONICS), из Шотландии (GENEVA, TEENAGE FAN CLUB, TRAVIS), из Северной Ирландии (ASH), а также из самого Лондона (GENE) и почти из Лондона (BLUR).
Давайте ненадолго оглянемся в прошлое для того, чтобы проследить основные события и направления, которые повлияли на становление брит-попа. Первым значительным явлением для нынешних групп после изобретения электрогитары был американский рок-н-ролл, который лег в основу практически всех ответвлений современной поп-музыки. Гитарный прием “shuffle”, который использовали рок-н-рольщики 50-х, до сих пор легко проследить в композициях OASIS и других британцев. Кроме этого, приблизительный стандарт гитарной поп-песни сложился уже тогда. Следующий этап -появление в начале 60-х THE BEATLES, которые установили эталон этой самой песни, разнообразив рок-н-рольные мелодии, и последовавшее за этим так называемое “британское вторжение”, когда в середине 60-х британские коллективы стали стремительно завоевывать американский рынок.
Так же, как и в брит-попе 90-х, эти группы сильно различались стилистически. Это были и “драйвовые” рокеры ROLLING STONES и THE KINKS, и сладкоголосые поп-музыканты JERRY AND THE PACEMAKERS и HERMAN’S HERMITS. Именно в этом времени, пожалуй, стоит искать корни брит-попа. Такое же, как и в середине 60-х, отношение к музыке и во многом концепцию трехминутного хитового поп-сингла с запоминающейся вокальной мелодией попытались возродить в 90-х новые британские коллективы. Кроме этого практически все брит-поп-группы обожают звучание гитар старого образца и часто используют полуакустические “Гибсоны” и “Эпифоны”. В конце 60-х появились еще несколько групп, добившихся успеха в Америке. Их стали относить ко второй волне “британского вторжения”. Срединихбыли ZOMBIES, THE SMALL FACES и THE WHO. Последние две группы, а также отчасти и THE KINKS тесно связаны с явлением, которое тоже в значительной степени повлияло на британскую музыку 90-х. Это было движение модов. Моды появились в середине 60-х, и музыка не играла главной роли в их культурной жизни. В основном они слушали американский ритм-энд-блюз. Стиль жизни и умение одеваться были для них важнее музыки, это был способ самовыражения, определенный протест старшему поколению. Модовские рок-группы играли ритм-энд-блюз жестче и быстрее, чем американские исполнители. Это была музыка для парней, настоящий неистовый рок. Однако с появлением психоделических течений в музыке конца 60-х моды отошли на второй план, возродившись на некоторое время в конце 70-х в образе легендарных THE JAM. Брит-поп многое взял у модов. Это отчасти и манера одеваться, и неистовое владение инструментами, и любовь к “драйвовым” гитарным “примочкам”, а также напористый вокал.
Следующим явлением, повлиявшим на становление брит-попа, является панк. Вообще трудно переоценить роль панк-революции в истории современной музыки. После профессионального застоя 70-х панк вернул рок-н-ролл к его корням - трем аккордам и простым мелодиям. Просто все игралось гораздо громче, быстрее и грязнее, чем когда-либо. Как и у модов, это была своеобразная форма протеста, только слегка обратным способом. О панке написано множество литературы, поэтому не будем долго на нем “висеть”. Отмечу только, что для новых британских музыкантов очень важным оказалось то, что панк породил в конце 70-х — начале 80-х постпанк, из него в свою очередь появилась “манчестерская волна”, на почве которой и вырос брит-поп.
Пропустив первую волну манчестерской музыки во главе с JOY DIVISION, остановимся немного на группах категории “Madchester”, получившим такое название благодаря мистеру Райдеру. Эти группы стали основной движущей силой британской рок-музыки конца 80-х - начала 90-х. Мелодии и структура песен были старыми, как в 60-е, но аранжировки и сам подход совершенно новыми. Эти коллективы положили красивые, запоминающиеся мелодии на кислотно-танцевальные ритмы и сопроводили их множеством гитарно-клавишных завихрений. Вотихимена: HAPPY MONDAYS, INSPIRIAL CARPETS, THE STONE ROSES, THE CHARLATANS. Помимо сходного отношения к музыке, участники этих коллективов часто носили одинаковую мешковатую (по-английски “baggy”) одежду. Из-за этого они получили, кроме названия “Madchester”, еще и прозвище “Baggy”. На сегодняшний день из всех представителей этого направления только THE CHARLATANS чувствуют себя хорошо. Остальные же потерялись на рубеже десятилетий.
Помимо влияний перечисленных выше музыкальных течений в творчестве групп брит-поп-волны легко прослеживаются отголоски глэмрока и диско 70-х (PULP) и “новой волны” начала 80-х (BLUR). Среди музыкальных направлений начала 90-х, повлиявших на становление брит-попа, можно отметить также “Alternative dance” и “Shoegazing”. По сути дела, называть их направлениями немного неправильно, потому что группы, которые можно отнести либо к первой, либо ко второй категории, очень разные. Единственное, что объединяло их, это подход к звучанию и сценический образ. Альтернативно-танцевальные группы оккупировали британские клубы еще в конце 80-х. В основном это были гитарные инди-группы, которые использовали танцевальные ритмы, а частенько и драм-машинку вместо живых ударных. Ярчайшими представителями этого направления являются CARTER USM, EMF, ELECTRONIC, NEW ORDER, THE SHAMEN, JESUS JONES и др. Сюда же можно отнести и THE STONE ROSES с HAPPY MONDAYS.
Название “Shoegazing” совершенно не связано с музыкой. Просто представители этого направления практически не двигались на сцене. Они стояли, уставившись вниз, на свои ботинки, и играли. В музыкальном плане они были схожи тем, что создавали настоящую звуковую волну, используя множество гитарных примочек, а спокойный вокал шел примерно с такой же громкостью и иногда терялся в общей атмосферной массе звука. Наэтигруппыоченьповлияли MY BLOODY VALENTINE, JESUS AND MARY CHAIN и COCTEAU TWINS. Самымиизвестнымиизнихбыли RIDE, LUSH, BOO RADLEYS, SLOWDIVE, THE VERVE и CHAPTERHOUSE. Участники этих коллективов не были очень интересными собеседниками для журналистов и достаточно динамичными концертными исполнителями. Все они пропали с появлением более ярких групп. Только до недавнего времени LUSH и до сих пор THE BOO RADLEYS удавалось делать неплохую карьеру. А THE VERVE в достаточно изменившимся после первого альбома виде просто стали феноменом брит-попа.
Итак брит-поп - незаконно рожденный ребенок Леннона-МакКартни и Дэвиса-Таушенда от Уэллера-Моррисси и Сквайра-Беджеса - теперь уже овеян легендами. Одна из них гласит, что гитарный техник (или кто-то в этом роде) INSIRIAL CARPETS по имени Ноэл Гэллахер был изгнан в начале 90-х из группы за употребление наркотиков. Уходя, он сказал, что INSPIRIAL CARPETS - коллективчик так себе, и пообещал, что скоро его собственная группа будет круче всех. Ноэл взялся за группку своего братца Лиэма, и что получилось, вы сами знаете. До OASIS уже были BLUR, SUEDE и некоторые другие. Однако это еще были какие-то зачатки. Кто-то считал себя слишком умным, кто-то был слишком панком, а кому-то просто не хватало наглости. OASIS показали всем, что нужно делать, и теперь благодарные британцы лопочут что-то вроде: “У нас снова есть свои THE BEATLES”. Некоторые брит-поп-музыканты популярны в Америке, хотя складывается впечатление, что их это очень мало заботит. Только, появившись на свет, брит-поп сразу же начал скандалить. До сих пор все помнят, как OASIS и BLUR подрались за право называться “новыми BEATLES”, а потом еще долго переругивались на страницах прессы. Однако скандалы только еще сильнее подогрели интерес к британским музыкантам.
Бритпопперов обвиняют во многом, начиная от глупости и заимствования идей из прошлого и заканчивая излишней самоуверенностью. Тем не менее очень многое прощается им, потому что они живут музыкой и стараются сделать ее по-настоящему красивой. В музыкальном вкусе британцам отказать трудно. Кроме того, именно брит-поп-музыканты вновь подняли на должный уровень роль личности в коллективе, их физиономии на обложках различных изданий тому подтверждение. От харизмы никуда не денешься, и очень хорошо, если энергия, которая идет от звезды, не злая. Она может заставить вас веселиться, грустить, задумываться, а часто просто дает вам возможность поражаться красой музыки, удивляться людям, которые способны создать такое, и ваши эмоции и любовь - лучшая им награда.
В данный момент брит-поп все больше отходит от стандарта гитарной поп-музыки в область экспериментов с электронными и другими более экзотическими инструментами, становясь еще более серьезным и вдумчивым. Последние альбомы RADIOHEAD и BLUR, а также появление таких коллективов, как SPACE и CORNERSHOP, тому подтверждение. Новое поколение групп ориентируется на записи, которые уже можно считать “классикой”, пытается повторять, а затем создавать нечто свое. Однако кто-то должен держать планку качества и быть стержнем, вокруг которого все вращается. Пока OASIS это удавалось. Однако уже появились новые герои, которые готовы побить рекорды братьев Гэллахеров. Это EMBRACE. Кроме того, восставшие в прошлом году из пепла THE VERVE подняли планку еще выше.
По-прежнему остаются группы, ориентированные на “классический” рок (KULA SHAKER, OCEAN COLOUR SCENE), “солнечный” поп (LIGHTING SEEDS), а также на “alternative dance” (BENTLEY RHYTHM ACE). Посмотрим, что будет дальше. Коллективов такое множество, что можно потеряться, поэтому отлавливайте то, что по душе именно вам, слушайте, наслаждайтесь.Так что будьте бдительны! Mind the gap.